восточная
библиотека [ главная ] :: [ о проекте ] :: [ карта сайта ] :: [ авторы ]
[ История ]
[ Археология ]
[ Этнография ]
[ Нумизматика ]
[ Лингвистика ]
[ Антропология ]
[ Топонимика ]

"ТОП 5" КНИГ

Статистика


Библиотека

Главная » Библиотека » Хакасы, историко-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края

Хакасы, историко-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края

Кыргызы и их киштымы

Оставшиеся в Минусинском крае племена были довольно многочисленны и входили в разнообразные взаимоотношения, при появлении русских, в начале XVII века. Это были "киргизские и иных орд многие люди"*. В другом документе перечисляются эти "орды великие, многие", которые от Томска "неподалеку кочуют": "черные и белые колмаки, и киргизские люди, и маты, и браты, и саянцы, и тубинцы, и кучугеты, и кизилы, и басагары, и кузнецкие люди"**. В 1609 году были "приведены под царскую высокую руку новые волости Мацкая и Кимская и Алтерская волости". Воеводы в донесении поясняют: "живут около киргиз близко"***. Затем упоминаются десары с особым князем****, маторы и туба с маторскими и тубинскими князьями *****; а в позднейших актах точи, мунгаты (мунганы, мугаты), саяны, байкотовцы (бакотовцы, бакотцы), ушгерцы (у Ремезова – уштирцы), сагайцы и некоторые другие племена ******.

* Миллер, Г.Ф. Описание Сибирского царства... – С. 154 (1611 г).

** Миллер, Г.Ф. Указ. соч. – С. 453; ср.: Русская историчнеская библиотека, т. II, №№ 73, 75, 82 и 85. Киргизы западные различаются от названных "киргиз" и называются "Казацкой ордой" (киргиз-касаки).

*** Миллер, Г.Ф. Указ. соч. – С. 444. Там же. "Ясачные люди кимской волости, близко Енисею" (С. 140). В Чертёжной книге С. Ремезова – "ясашная тимска по Сисиму и Убею". Это кость "тин" абаканских инородцев. Маты – это мады, существующее теперь и Урянхае, племя, отдельные части которого живут по Уюку, Тапсе, Баинголу и в русских пределах – по Усу и займищам верхнего Енисея (Керемэ). См.: Предварительный отчет по экспедиции Ф. Кона / Изв. Вост.-Сиб. Отд. Георг. Общ. т. XXXIV, № 1. – С. 20; Ландарма (Н.Н. Козьмин). Керемэ // Сибирь. – 1910 г. Маты были перед этим разгромлены Алтын-ханом, который "многих людей поимал (т.е. взял в плен), а иных побил". Тем не менее, их было насчитано 600 платежных душ.

**** Миллер, Г.Ф. Указ. соч. – С. 443: "в десарах были и князца Немецу людей под твою... руку привели".

***** Maторов насчитано было 300 и "тубинских людей" – 100 (очевидно, платежных душ). К сожалению, документ испорчен и не хватает цифры для десаров, но, судя по размерам ясака, их должно было быть значительное число, не менее 500 (маты заплатили 60 соболей, маторы 315, туба – 25, десары – 50; ясак был заплачен "несполна", поэтому точных пропорций установить нельзя). Фишер отожествляет матов с маторами ("маторцы инако маты"). См.: Фишер, Н.Э. Сибирская история... – С. 288). Тоже делает Георги: "Маторы называют сами матами и матор-аймаками". См.: Георги, И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов и пр. / И.Г. Георги. – СПб., 1776. – С. 16. Утверждение Георги буквально повторяется Пестовым (Пестов, И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 года / И. Пестов. – М., l835. – С. 88). Смешение маты и матор, надо объяснять глухим звуком между т и р, вследствие чего слово "матор" произносится как "мадр". Маторы жили в бассейне Тубы, а маты за Саянским хребтом ("Камнем", "Саянским Камнем") в соседстве с саянами; до них. от киргиз считалось два дня ходу. См.: Русская историческая библиотека, т. II, № 84; Фишер, Н.Э. Указ. соч. – С. 256. Ср.: Миллер, Указ. соч. – С. 445: "Десары да маторды да туба – те волости живут позади киргиз (т.е. от Томска считая), а мимо киргиз приходу нет". Река Туба в XVII и в начале XVIII века еще называлась Упса. Современное название она получила от племени "Туба", жившего по ней, так же, как горы на юге – "Камень", "Таскылы" – получили назва­ние от жившего в них племени Саян. Поехать в Тубу, т.е. в землю тубинскую, значило попасть на Упсу; поехать в Саяны значило попасть в горы, в таскылы, где бродили саяны. Об "уштерцах" см.: Козьмин, Н.Н. Туба / Н.Н. Козьмин // Сибирские Записки. – 1918.

****** Исторические акты / изд. И.П. Кузнецовым-Красноярским. – Томск, 1897, II, № 10; Памятники Сибирской истории XVIII в., т. I, № 20; Оглоблин, Н.Н. Обозрение столбцев и книг сибирского приказа / Н.Н. Оглоблин. – М. 1895, т. I. – С. 95.

Господствующее положение занимала племенная группа "кыргыз" – "киргизы" русских исторических актов. По вопросу, кто такие были эти "киргизы", откуда они происходили и куда девались, имеется небольшая литература, в которой мнения расходятся в диаметрально противоположные стороны. Писатели XVIII века были склонны отожествлять киргизов Минусинского края с западными – киргиз-касаками и кара-киргизами. По мнению Георги, киргизы кочевали сначала "при верхнем Енисее, около Июса, Абакана и далее на юге и на востоке", но в результате борьбы с русскими и калмыками "пришли они от Енисея на Обь и вообще подавались все далее на запад и юго-запад"*. Историки Миллер и Фишер обладали достаточным документальным материалом, чтобы не смешивать т.н. енисейских киргизов и киргизов бассейна Иртыша и Туркестана. По Миллеру первые, теснимые русскими, ушли к калмыкам, у которых "они под именем Бурут известны"**. У Фишера мы находим еще более определенное указание. "В начале нынешнего (т.е. XVIII) века по дружелюбным договорам уступлены они калмыкам, однако с тем, чтобы из спорной в то время земли, которую они набегами своими многократно обеспокоивали выбравшись, далее внутрь Калмацкой земли отступили. Итак, Российские земли в Сибири от сих гостей совершенно очищены"***. Историк Словцов, полемизируя против неправильно приписанного им Фишеру смешение "киргизов восточных с "западными"****, выводил первых из Забайкалья, где многочисленные могильники приписывались каким-то кергетам. "Потомки кергетов забайкальских, – утверждает Словцов, – в эпоху русскую, распространились до Катуни", пройдя через верхоленские степи Иркутской губернии. Словцов не допускал возможности договора о добровольной уступке русским правительством киргизов калмыкам. По его мнению, киргизы "убрались, на юго-запад", после поражения нанесенного им казачьим головой Цицуриным в 1704 году, боясь "быть стиснутыми между двух сил"*****.

Комментарии (0)

Пока пусто

Господствующее положение занимала племенная группа "кыргыз" – "киргизы" русских исторических актов. По вопросу, кто такие были эти "киргизы", откуда они происходили и куда девались, имеется небольшая литература, в которой мнения расходятся в диаметрально противоположные стороны. Писатели XVIII века были склонны отожествлять киргизов Минусинского края с западными – киргиз-касаками и кара-киргизами. По мнению Георги, киргизы кочевали сначала "при верхнем Енисее, около Июса, Абакана и далее на юге и на востоке", но в результате борьбы с русскими и калмыками "пришли они от Енисея на Обь и вообще подавались все далее на запад и юго-запад". Историки Миллер и Фишер обладали достаточным документальным материалом, чтобы не смешивать т.н. енисейских киргизов и киргизов бассейна Иртыша и Туркестана. По Миллеру первые, теснимые русскими, ушли к калмыкам, у которых "они под именем Бурут известны".
[подробнее]

2012 :: VostLib.Ru  ::  © Авторские права :: Партнеры: Евразийский исторический сервер

Вопросы авторских прав