Оценка за дистант: как сделать онлайн-уроки интереснее

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости


Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

В последние два года в связи с пандемией коронавируса большинство учебных заведений мира были вынуждены перейти на формат дистанционного или гибридного обучения.

Согласно всероссийскому опросу, проведенному ВЦИОМом в июне 2021 года в 80 регионах России, о проектах развития цифровой образовательной среды в той или иной мере информированы 63% респондентов, а доля хорошо знающих составляет 25%.

Учитывая, что сфера школьного образования, особенно в регионах России, крайне консервативна, любое внедрение цифровых элементов в преподавание воспринимается учащимися как что-то более близкое, а потому располагает к себе. Ведь уже не первый год учащиеся черпают дополнительные внеурочные знания из тематических пабликов соцсетей и обучающих видео, получая оттуда порой больше информации, чем на семинарах и лекциях в вузах или на уроках в школах. Вот только отношение общества к цифровой образовательной среде не такое лояльное, как хотелось бы ее амбассадорам, хотя 77% респондентов опроса ВЦИОМа достаточно высоко оценивают доступность цифровой образовательной среды в школах. Позитивные изменения в области внедрения цифровой образовательной среды за последний год отмечают половина респондентов (52%).

При этом представление о ЦОС у многих до сих пор весьма приблизительное: ЦОС в понимании большинства — это только цифровая платформа для обучения, своего рода механический перенос школьных уроков в онлайн без учета специфики такого формата преподавания. А ведь это не одно и то же.

Эффективному онлайн-уроку должны быть присущи мультиинформационность и мультиформатность — регулярная смена каналов коммуникации и чередование форматов работы: от теории к интерактиву, от фронтальной работы к индивидуальной и групповой. Обеспечить это многообразие, отойти от традиционной «говорящей головы на экране» можно именно за счет цифровых инструментов. В онлайне очень важно давать обучающимся регулярную обратную связь, причем не формальную (о выполненных заданиях и тестах с демонстрацией правильного ответа), а содержательную. Это может быть объединение основных проблем или ошибок в сегменты и их разбор, «перелинковка» обучающегося с другим обучающимся для обмена опытом и просмотра работ друг друга, публичное комментирование работ с целью повышения «насмотренности» и эффекта «а что, так можно было?». Ну и главное — это релевантность объемов домашних заданий. В онлайне эффективнее других форматов «домашки» работает установка на творческие задания в digital проектного типа. Например, инфографики, лонгриды, анимации, интерактивные и цифровые карты, визуальные метафоры, квесты и квизы.